Контакт-центр: тел. 7(499)322-23-63, email: 

информационный блок

ПОДХОДЫ К ДЕТАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ В 2017 ГОДУ

В последние несколько лет национальная система образования переживает период обновления содержания образования, включая образовательные стандарты

Пересмотр образовательных стандартов обусловлен различными социально-политическими факторами, одним из которых является проведение международных сопоставительных исследований качества образования, подвигающих страны к институциональному оформлению собственных конкурентных представлений о качестве образования.

Результаты работы общеобразовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и соответствующими им примерными основными образовательными программами на уровнях начального общего и основного общего образования продемонстрировал необходимость корректировки структуры и содержания указанных документов.

Такая необходимость, обусловлена:
  • приоритетными задачами в развитии системы образования Российской Федерации;
  • необходимостью обеспечить преемственность между ФГОС разного уровня общего образования (ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования);
  • потребностью педагогических работников и руководителей образовательных организаций в получении поддержки в процессе разработки основной образовательной и рабочих программ и оценочного инструментария;
  • потребностью экспертов в дополнительной информации для проведения экспертизы учебников;
  • запросом представителей общественности и родителей на конкретизацию требований, предъявляемых к результатам подготовки учащегося по окончании определенного уровня обучения;
  • обеспечением единого понимания требований к предметным результатам участниками образовательных отношений, экспертами и надзорными органами в сфере образования, представителями общественности и другими заинтересованными лицами;
  • соответствием образовательных результатов требованиям времени, ситуации на рынке труда и уровню развития науки и техники.

Существующая модель ФГОС содержит требования к предметным результатам, выраженным в обобщённом виде и представляющим собой, по сути, целевые установки изучения конкретного учебного предмета, в ряде предметов есть лишь самые общие указания на отдельные содержательные линии. Это является одним из факторов проектирования предметных курсов на основе фрагментарных блоков учебного материала, не позволяющих сформировать систему знаний, основанную на фундаментальных составляющих данного предмета. Существенные трудности это создаёт и в проектировании содержания заданий государственной итоговой аттестации (далее - ГИА). Если виды деятельности, которые должны проверяться контрольными измерительными материалами, хотя бы и в обобщённом виде, но регламентируются требованиями ФГОС, то наполнение контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ) учебным материалом остаётся полностью в ведении разработчиков. Следовательно, разработчикам КИМ ГИА нужны более четкие и детальные результаты освоения основной образовательной программы (далее – ООП) по учебным предметам – чтобы обеспечить преемственность между процессом преподавания по предмету и процедурой оценки качества образования по данному направлению. Тем самым на экзаменационные материалы ГИА, на практике, возлагается функция отбора базового (обязательного для всех) ядра учебного материала и КИМ, становятся регуляторами содержания образования в предметной области.

Примерная основная образовательная программа включает детализацию требований к предметным результатам, заявленным во ФГОС в виде планируемых результатов освоения основных образовательных программ и примерных программ по учебным предметам. Однако планируемые результаты сформулированы лишь как итоговые на конец обучения на данном уровне общего образования и не позволяют судить о том, какова должна быть динамика овладения теми или иными предметными действиями.

Таким образом, все обозначенное привело к необходимости доработки действующих ФГОС общего образования в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям).