Контакт-центр: тел. 7(499)322-23-63, email: 

информационный блок

ВОЗМОЖНОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ РОССИЙСКИХ ЦЕНТРОВ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ И РУССКИХ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ В ЭЛЕКТРОННОМ ДОСТУПЕ К РУССКОЯЗЫЧНЫМ ИЗДАНИЯМ

В целях популяризации и продвижения русского языка и российского образования за рубежом Россотрудничеством в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 – 2020 гг. (далее – ФЦПРЯ) проводятся мероприятия, направленные на расширение доступа к русскоязычной литературе в зарубежных странах

  • формирование книготорговой сети русской книги с использованием имеющейся инфраструктуры;
  • обеспечение доступа изучающих русский язык за рубежом к электронным ресурсам российских библиотек;
  • развитие системы межгосударственного и межбиблиотечного книгообмена.

Ключевыми организациями, призванными решать упомянутые задачи, являются российские центры науки и культуры (РЦНК) в иностранных государствах. Данные центры развивают международное взаимодействие в области расширения научно-технических, информационных, гуманитарных и культурных связей, а также содействуют установлению контактов и сотрудничества с творческими и культурно-просветительскими организациями зарубежных стран с целью укрепления русского языка и увеличения гуманитарного присутствия. Также для поддержки и продвижения за рубежом российского общего образования при содействии Российской Федерации созданы и функционируют 4 типа школ. К первому относятся специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, обучение в которых ведется по российским основным и дополнительным образовательным программам. Второй тип – это школы, созданные за рубежом при участии России. Их деятельность регулируется международными договорами. Третий – российские образовательные организации (их филиалы) с преподаванием по отечественным программам. Школы четвертого типа – это иностранные образовательные организации, работающие по основным и (или) дополнительным программам полностью или частично на русском языке и (или) в соответствии со стандартами образования России.

Для решения задачи продвижения и развития русского языка и российского образования за рубежом РЦНК и русским школам необходимо полноценное и комплексное обеспечение книжной литературой на русском языке – в первую очередь, по русскому языку, русской литературе, культуре и истории России. Современное развитие библиотечной и книготорговой инфраструктуры невозможно без применения информационно-телекоммуникационных технологий – повсеместно внедряются и широко используются электронные библиотеки, а также Интернет-ресурсы, обеспечивающие доступ к электронным изданиям. В контексте сети РЦНК и русских школ за рубежом является актуальным создание и внедрение в их деятельность системы электронных каталогов и обеспечение доступа к ним для посетителей РЦНК, для обучающихся, их родителей и педагогов русских школ.

В связи с этим целесообразной является оценка потребностей и возможностей в доступе к электронным изданиям на русском языке в странах СНГ и дальнего зарубежья. Данная оценка позволит выявить спектр наличной и востребованной литературы, а также дефицит библиотечного фонда в русских школах и РЦНК, кроме того, она даст возможность определить необходимость и пути расширения доступа к русскоязычной литературе в странах дальнего зарубежья.